Символ огня КМ062
Обзор
Кулон с изображением одной из вариаций символа огненной стихии: трёхлучевой знак свастического типа с прямым направлением вращения, вписанный в круг из языков пламени. Традиционно символизирует движение солнца, тепло, свет, возрождение и обновление.
Всё это важные аспекты восприятия одной из четырёх стихий, сыгравшей столь важную роль в истории человеческой цивилизации и прочно вошедшей в пространство мировой мифологии. Наиболее древние мифы многих народов как раз связаны с добыванием огня, каковое может быть подарком богов, подвигом культурного героя (имеющего в большинстве случаев анималистические черты и/или черты трикстера), либо вовсе чистой случайностью. Любопытная инверсия наблюдается в том случае, когда в роли подателя огненных благ выступает герой-животное, ведь обычно подчёркивается факт отличия человека от прочих представителей животного мира именно по признаку обладания огнём.
Специфика мифологического мышления более примитивных цивилизаций отражена в том, что огонь пока ещё не персонифицируется, олицетворены лишь его обладатели, похитители и т.п., но не сама стихия. На более позднем этапе, однако, ситуация меняется, когда огонь становится объектом религиозного поклонения. Определяются и функции огненной стихии, прекрасно описанные у Дж. Фрэзера в его работе «Золотая ветвь». Огонь может быть силой защитной, поскольку с ним человек ощущал себя не столь уязвимым перед дикими зверями и непроглядным, полным ужасов и опасностей, мраком ночи. Отсюда же очищающая и исцеляющая сила огня и значения, связанные с домашним очагом, семьёй. Отсюда все эти многочисленные виды праздников огня и огненные культы в различных странах мира.
Впрочем, негативный аспект этой мощной силы был знаком человечеству даже слишком хорошо: пожары, удары молний, извержения вулканов и прочие природные катаклизмы здесь стоят в одном ряду с катаклизмами рукотворными, когда обманчиво покорная, прирученная стихия вырывается на свободу и уничтожает всё. Двойственный характер огня наиболее ярко иллюстрирует образ скандинавского бога-трикстера Локи, в чьём резюме значилось не только «бог хитрости и обмана», но и «бог огня».
Очищением и исцелением посредством огня весьма активно пользовались в Средневековье по причине высокой эффективности данного метода по сравнению с остальными, имевшимися в наличии. Иногда с этим трудно спорить: сожжение на костре уничтожает с гарантией как зловредную ведьму, так и обычную тихую, но чрезвычайно уродливую старушку, оболганную соседями. Об эффективности пиротерапии в лечении чумы (как бубонной, так и лёгочной), и говорить не приходится.
Из менее радикальных очистительных процедур можно упомянуть т.н. «пиробасию» (др. варианты «пировассия» и «пиробазия») - огнехождение, практиковавшееся в Греции, Индии, Тибете и ряде других уголков земли. Причины возникновения такого обрядового действия лучше всего сформулировал Мирча Элиаде в своей работе «Мифы, сновидения и мистерии» (1960), усмотрев в практике огнехождения не только очистительную цель, но и попытку выхода за пределы человеческих возможностей.
А если верить философу Гераклиту Эфесскому, то огонь и вовсе есть основа мира, первичный базовый элемент. Стоики, впрочем, не замахивались так категорично, провозглашая огонь одной из важнейших стихий и воплощением Логоса.
Так что существует вероятность, что Логос всё-таки обмануть нельзя, а данный символ поможет обладателю помимо всего прочего ещё и жечь глаголом.